История семьи
Известная русская художница Зинаида Серебрякова (1884–1967) родилась в семье, в которой традиция служения искусству восходила к XVII веку. Ее прадед Альберто Кавос — известный архитектор, по проектам которого построен Мариинский театр в Санкт-Петербурге и реконструирован Большой театр в Москве. Ее дед Николай Бенуа тоже архитектор, много строивший в Петербурге и его окрестностях.
В частности, по его проекту построены несколько зданий ансамбля дворца в Петергофе, в одном из которых помещается в настоящее время музей семьи Бенуа. Отец Зинаиды Серебряковой — известный скульптор Евгений Лансере.
С детства окруженная творческой художественной атмосферой, Зинаида тоже начала рисовать и уже в 1909 году предстала перед публикой зрелым художником, выставив свой автопортрет «Перед зеркалом». В последующие годы художница создала череду замечательных произведений, ставших теперь классикой русского искусства: пейзажей, портретов, монументальных полотен, таких как «Баня», «Жатва», «Беление холста». Она — счастливая жена и мать четверых детей.
Революция резко изменила жизнь художницы. С маленькими детьми и матерью она вынуждена бежать из сожженного имения. В 1919 году после тюремного заключения умирает любимый муж Борис Серебряков. Семья живет впроголодь. Редкими заказами Зинаида не может прокормить шесть человек. В 1924 году Александр Бенуа предлагает ей поехать в Париж, чтобы устроить выставку и заработать.
Она надеялась скоро вернуться, а не смогла вернуться никогда. Семья оказалась разделенной на долгие, долгие годы. Со своей любимой матерью Зинаида больше не увиделась. Двух своих детей увидела только после сорока лет разлуки.
Тогда, в 1924 году, она оказалась в Париже никому не нужна — в моде было абстрактное искусство.
Художница голодает, посылая почти весь свой скудный заработок матери и детям. В 1925 году к ней приезжает сын Александр, в 1928 — младшая дочь Катя. Евгений и Татьяна остаются в России, не получив разрешения на выезд. Вопреки обстоятельствам традиция семьи продолжается во всех детях Зинаиды Серебряковой.
Старший сын, Евгений Серебряков, становится архитектором. Александр Серебряков работает как художник театра и кино. Большим успехом пользуются его «портреты интерьеров», исполненные в самых известных домах Франции. Замечательны его пейзажи и книжные иллюстрации.
Младшая дочь Катя, будучи сама очень одаренным художником, посвятила всю свою жизнь служению матери и ее творчеству. Взяв на себя все хлопоты по хозяйству, Екатерина Серебрякова при этом успевает писать пейзажи, интерьеры, делает удивительные по тонкости и мастерству макеты интерьеров.
Особая роль в истории семьи выпала Татьяне Серебряковой. Оставшись почти девочкой одна после смерти бабушки, пережив тяжелую нужду, ссылку первого мужа, смерть ребенка, она не отчаялась, не опустила руки.
Татьяна становится театральным художником, Заслуженным художником РСФСР, работает во МХАТе, преподает. Ее стараниями имя и искусство Зинаиды Серебряковой возвращается в Россию. Благодаря ей не прерывается род Серебряковых. Из четверых детей З. Серебряковой она одна имела детей.
Иван Николаев, сын Татьяны Серебряковой и художника Валентина Николаева, тоже становится художником. Широко известны его монументальные работы, среди которых росписи плафона ресторана «Националь», оформление станций метро «Боровицкая», «Отрадное». Он — Заслуженный художник России и отец четверых детей. Все его дети — Анастасия, Елизавета, Матвей (в монашеском постриге Иннокентий) и Татьяна Николаевы — тоже художники. Иван Николаев — дед одиннадцати внуков и двух правнучек. Старшие внуки: Василий — архитектор, и Варвара — иконописец.
Так уже на протяжении трех столетий живет в искусстве род Кавос—Бенуа—Лансере—Серебряковых—Николаевых.